ЗЕМЛЯ

Один из четырех первоэлементов мироздания, женское творящее начало, противопоставленное небу как мужскому началу, плодородящее чрево — и «жадная могила».

Во многих мифологических традициях присутствует сюжет о священном браке земли и неба, в результате которого возникает Вселенная; любопытная версия этого сюжета встречается в египетском мифе, где земля — мужское начало (бог Геб), а небо — женское (богиня Нут). Также известны сюжеты о разделении земли и неба, первоначально единых в мировом яйце, о поднятии земли из вод мирового океана; в греческой мифологии земля-Гея возникает из хаоса, она производит небо-Урана, и от их брака рождаются титаны.

Священный брак неба и земли олицетворяется в мифах и фольклоре через дождь, молнию и падения метеоритов; все эти олицетворения толкуются как «вещественные символы» священного брака, эмблемы нисхождения плодотворящей силы от неба к земле. Славяне верили, что волхвы, пришедшие поклониться Иисусу, родились от молнии; это вариант представления о том, что от молнии рождаются люди, отмеченные особыми качествами.

В аграрных обрядах земля тоже выступает как женское начало: при этом плуг толкуется как фаллос, вспашка — как совокупление с землей, посев — как оплодотворение.

В трехчленной вертикальной структуре мироздания (верх — середина — низ) земля оказывается средним элементом, обителью людей, противопоставляемой и небу, и недрам (преисподней).

В горизонтальной проекции она — центр Вселенной, окруженный мировым океаном. В то же время под землей часто понимаются ее недра, и по этой причине во многих мифах земля связана с хто-ническими чудовищами, то есть с хаосом и преисподней.

Земля как мать всего живого «воплотилась» в образе Великой матери (см.: ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ) — например, Кибелы, Реи, Деметры, славянской Матери-сырой земли. У славян под влиянием христианства образ Земли сблизился с образом Богородицы, что привело даже к возникновению культа Земли-Богородицы; у русских считается, что матерщинник бранью оскорбляет трех человеческих матерей — собственную мать, Мать-сыру землю и Богородицу.

Из книги Гьеллерупа «Песни Старшей Эдды»

ГНОМЫ

Первое упоминание о гномах встречается у Парацельса, который и дал им это название (от греческого gnosis — знание). По Парацельсу, гномы ведают — и могут открыть алхимику — местонахождение скрытых в земле металлов. Мэнли Холл замечал: «Эти земные духи работают в элементах на колебательном уровне столь близко к материальной земле, что они имеют колоссальную власть над скалами и растениями, и даже над минеральными элементами в животном и человеческом царствах».

Обычай хоронить умерших в земле, вероятно, связан с представлением о сакральной чистоте земли как центра вселенной. Ср., например, широко распространенные поверья о том, что земля «не принимает» колдунов, самоубийц, людей, проклятых своими родителями, и т. д. — то есть тех, кто так или иначе осквернил своими деяниями священную чистоту земли. Сам обряд похорон воспринимается как возвращение в материнское лоно.

Представления о земле также тесно связаны с представлениями о родине, отечестве («родная земля»). Покидая «родимый край», у славян принято брать с собой горсть родной земли. Ср. еще обычай целовать землю после возвращения издалека.