СОЛНЦЕ

Олицетворение жизни, света, силы, энергии, высшего космического принципа, символ верховного божества, сердце космоса, «разум мира» (Макробий), слава, величие, благородство, царственность (ср. образы Короля-солнца у французов и князя Красно Солнышко в русском фольклоре).

В большинстве мифопоэтических традиций солнце олицетворяет мужское творящее начало, тогда как луна, отражающая свет солнца, мыслится началом женским, пассивным, воспринимающим. Во многих языках солнце — «он»; исключение составляют скандинавы (богиня Соль) и японцы (великая богиня Аматэра-су, творение бога неба Идзанаки). В индуизме солнце обладает мужской и женской ипостасями — это мужское божество Сурья и его дочь, солнечная богиня Сурья. Представление о священном браке солнца и луны есть архетип бракосочетания, воплощающийся в «мирских» человеческих браках.

Богиня-стервятник Мут, удерживающая когтями символы вечности и короны Верхнего и Нижнего Египта.

Лучи солнца несут плодородие и изобилие, но они же иссушают и убивают, поэтому солнце символизирует и жизнь, и прекращение жизни — смерть. Во многих мифологиях солнце — верховное божество (египетский Ра, персидский Митра), или око верховного божества, или божества неба: индийский Сурья — око «самодержца» Варуны, греческий Гелиос — око Зевса, в исламе солнце — око Аллаха.

В Египте солнечный бог Ра — создатель мира и людей, отец богов. По мифу, днем Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу на солнечной ладье Манджет, а вечером пересаживается в ладью Месектет и спускается в преисподнюю, где, сражаясь со змеем Апопом, плывет по Нилу подземному — и утром вновь поднимается над горизонтом. Ипостаси Ра — боги утреннего солнца Ра-Хорахти и Хепри (изображались как крылатые жуки-скарабеи), сам Ра (изображался как солнечный диск) и боги закатного солнца Атум (изображался как баран) и Осирис. Также бытовало представление о солнечном пути как о смене возрастов: в первый и второй час после восхода солнце — ребенок; в седьмой час — обезьяна, пораженная стрелой (лучом солнца); в одиннадцатый и двенадцатый час — старик, опирающийся на палку.

Большой амулет с солнечными богами рассвета и заката в облике льва с двумя головами.

В античной традиции известны два солнечных божества — Гелиос и Аполлон (Феб). Первый — бог солнечного света, второй — светоносное божество, олицетворение света как мирового первопринципа. Гелиос днем мчится по небу на огненной четверке коней, а ночью спускается на западе к морю и переплывает его воды в золотой чаше. Миф приписывает Аполлону убийство змея Ти-фона, который в мистицизме античности и более поздних времен олицетворял вселенскую скверну.

В мифологии ацтеков и других племен Центральной Америки солнцу воздавались особые почести и делались обильные жертвоприношения, чтобы светило могло и впредь совершать ежедневный путь по небу. Божество молодого солнца Уитцилопочтли и бог солнечного света Тонатиу, по мифам ацтеков, требовали кровавых жертв, иначе они могли обессилеть и умереть во время ночного пути по подземелью преисподней.

Из книги Монфакона «Древности»

СОЛНЕЧНЫЙ ЛИК

Лицо на рисунке окружено солнечной короной, напоминающей львиную гриву. Во многих культурах, равно как и в эзотерической традиции, лев олицетворяет солнце и небесный огонь. В астрологии созвездие Льва соотносится с домом Солнца в знаке Льва и Великим арканом Таро «Солнце».

В японской мифологии богиня солнца Аматэрасу родилась из левого (см.: ЛЕВЫЙ И ПРАВЫЙ) глаза бога неба Идзанаги; по мифу, от нее ведет свой род микадо — японский император. В Китае солнце — эмблема императорской власти, воплощение мужского начала Ян: по мифу, изначально на небе светили десять солнц, и они так раскалили землю, что божественный стрелок И сбил своими стрелами девять из них, дабы вернуть земле плодородие и восстановить космическое равновесие. Характерная солнечная эмблема в Китае — красный диск с трехногим вороном, символизирующим три фазы солнечного положения в течение дня: восход, зенит и заход.

У восточных славян солнце — сын небесного бога Сварога. В народных преданиях солнце — лицо, око или слово Бога, а также оконце, сквозь которое Бог смотрит на землю. Русский фольклор знает солнце и в мужской, и в женской ипостаси. На ночь солнце опускается под землю или в море и освещает загробный мир.

Металл солнца — золото. Гарсиласо де ла Вега описывал храм бога солнца в Куско: «Все четыре стены сверху донизу были покрыты золотыми плитами и брусками. В передней части, что над главным алтарем, стояла фигура Солнца, состоящая из золотой плиты, которая была вдвое толще по сравнению с плитами, какие покрывали стены. Фигура с ее круглым лицом и ее огненными лучами и пламенем была изготовлена из цельного куска точно так, как она изображалась художниками. Она была так велика, что занимала всю переднюю часть храма от одной стены до другой... По обеим сторонам от изображения Солнца располагались, как его сыновья, тела мертвых царей, набальзамированных таким не известным никому образом, что они выглядели как живые. Они сидели на своих поставленных на золотые балки золотых стульях, на каких они имели обыкновение сидеть... Врата храма были выполнены в виде покрытых золотом порталов. По стенам храма с внешней стороны проходили карнизы, сделанные из золотых, свыше локтя толщиной, досок, которые охватывали все здание словно венцом». Греческий Зевс проник к своей возлюбленной Данае золотым дождем (любопытное сочетание огненной природы солнца и влажной природы дождя).

Из книги Мура «Индуистский пантеон»

СУРЬЯ, РЕГЕНТ СОЛНЦА

Мур описывает эту фигуру следующим образом: «Вся композиция девяти дюймов высоты представляет блистательного бога дня с атрибутами Вишну, восседающего на семиглавом змее, и возницей у него безногий Аруна, персонификация восхода, или же Аврора».

Из книги Лунди «Монументальное христианство»

МИТРА, УБИВАЮЩИЙ БЫКА

Наиболее примечательной особенностью барельефа является Митра, лежащий на быке и вонзающий ему в горло нож. Убийство быка означает, что лучи солнца, символизированные ножом, освобождают при весеннем равноденствии жизненные сущности земли — кровь быка, которая, выливаясь из раны, сделанной Богом Солнца, оплодотворяет семена живых вещей. Собаки были священными в культе Митры как символы искренности и преданности. Митраисты использовали змею как эмблему Аримана, Духа Зла, и ему посвящались водяные крысы. Бык эзотерически означал созвездие Тельца; змея, его противоположность в Зодиаке, представлена созвездием Скорпиона; солнце, Митра, заходит со стороны быка, убивает небесное создание и питает его кровью Вселенную.

Кот (Ра), убивающий Змея Тьмы (Апопа), — символ торжества Закона, Порядка и Божественности над Хаосом, Злом и Пороком.

В христианстве солнце — олицетворение Христа; ср.: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах Его...» (Мал 4 : 2). Также солнце и луна изображаются в качестве атрибутов Девы Марии — на основании библейской фразы: «...жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Откр 12 : 1). Солнце и луна часто присутствуют в сценах распятия и выражают в этом случае всеобщую скорбь о смерти Христа.

В иконографии солнце изображается целым рядом знаков: золотой диск, диск с лучами и крыльями, полудиск с лучами (Нихон — «восходящее солнце» — японская императорская эмблема), круг с точкой в центре, колесо, свастика, сердце, лотос, подсолнечник, хризантема. Также солнце могут представлять бронза, желтый и красный цвета, алмаз, рубин, топаз, крылатая или оперенная змея, орел, сокол, Феникс, лебедь, лев, баран, петух, бык. «Черное солнце» — алхимический символ необработанного, первичного состояния вещества.

Положение Солнца в Зодиаке (асцендент) определяет, под каким знаком родился человек. Дневной дом Солнца находится в созвездии Льва; возвышаясь, светило достигает Овна, а снижаясь, попадает в созвездие Водолея. Согласно традиционной символике, Солнце означало царский и отцовский авторитет, положение человека в мире, славу и победу, силу воли и жизненную силу.

«Солнце и его тень» — Sol et eius umbra. Земля находится посередине между светом и тенью. — Maier. Scrutinium chymicum (1687).

Солнце и единственный дом, управляемый им, — Лев. Миниатюра из «De Sphaera», итальянского манускрипта (XV в.).

В масонской символике солнце и луна — образы первого и второго наставника и надзирателя, они обозначают, что «каждый истинный свободный каменщик и брат как днем, так и ночью должен искать свет истины и никогда не впадать во мрак порока и нечистоты» (из масонского трактата 1793 г.).

По К. Г. Юнгу, солнце — «символ источника жизни и высшей цельности человека».