КОРАБЛЬ

Эмблема благополучного плавания и достижения цели (ср. «морское» пожелание «Счастливого плавания!», означающее пожелание успеха в решении какой-либо задачи), также эмблема морской торговли (в сочетании с кадуцеем).

В христианстве корабль — олицетворение церкви. Тертуллиан сравнивал с кораблем храм как место богослужения (ср. «неф», от лат. navis, «корабль»). Корабль — атрибут апостола Петра, святого Брендана и святого Николая, покровителя мореплавателей. Также толкуется как жизненный путь человека: «Жизнь в этом мире подобна бушующему морю, по которому мы должны вести наш корабль в гавань. Если нам удается противостоять искушениям сирен, он приведет нас к вечной жизни» (Августин Блаженный).

Особую, если можно так выразиться, разновидность корабля представляет собой Ноев ковчег. Библия гласит: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье (жилье). И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт 6 : 12-17). Согласно теологическим толкованиям, ковчег олицетворяет церковь: он создавался по плану, как и церковь, его строили из дерева гофер (кипариса), темно-красный цвет древесины которого напоминает Христову кровь; Ной и сыновья Ноя суть прообразы первых учеников Христа; семь дней, в течение которых ковчег наполнялся животными, означают семь периодов истории церкви, описанных в Апокалипсисе. Три яруса ковчега означают христиан — привязанных к мирскому (нижний уровень), задумывающихся о душе (средний) и истинных христиан (верхний уровень). Дверь ковчега толкуется как дверь на небеса и путь к спасению; ср. слова Христа: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан 10 : 9). Окно ковчега толкуется как молитва.

Погребальный корабль из Усеберга (Норвегия).

Во многих мифологических традициях корабль — средство передвижения светил по небосклону (ср. солнечную ладью Ра у египтян). Кроме того, многие традиции описывают корабли потустороннего мира, своего рода «двери» между мирами: такова лодка Харона в греческой мифологии, сделанный из обрезков ногтей корабль Нагльфар в мифологии германо-скандинавской и т. д. Вариантом последнего значения служит призрачный корабль с командой мертвецов, наиболее известное «воплощение» которого — «Летучий голландец».

С легкой руки Себастьяна Бранта в обиходную символику вошло представление о корабле дураков, плывущем неизвестно куда и зачем. Этот образ со временем приобрел черты политической сатиры (ср. лозунг «Нашим кораблем управляют дураки», где под кораблем разумеется государство). С подобным толкованием перекликается и сравнение Сунь-Цзы: «Правитель — это лодка, народ — это вода. Вода несет лодку, но вода может и опрокинуть ее».