ИКОНОСТАС

 Иконостас — совокупность икон, то есть ликов ангелов и святых, помещаемых в христианских храмах за алтарной преградой, в наиболее сакральной части храма. По словам П. Флоренского, «иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий, сферу небесной славы, и возвещающих тайну. Иконостас есть видение. Иконостас есть явление святых и ангелов — агиофания и ангелофания, явление небесных свидетелей, и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, — свидетелей, возвещающих о том, чту по ту сторону плоти. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное присутствие, в храме и не было бы».

Ниже П. Флоренский прибавляет: «По немощности духовного зрения молящихся, Церкви, в заботе о них, приходится пристраивать некоторое пособие духовной вялости: эти небесные видения, яркие, четкие и светлые, отмечать, закреплять вещественно, след их связывать краскою. Но этот костыль духовности, вещественный иконостас, не прячет что-то от верующих — любопытные и острые тайны, как по невежеству и самолюбию вообразили некоторые, а, напротив, указывает им, полуслепым, на тайны алтаря, открывает им, хромым и увечным, вход в иной мир, запертый от них собственною их косностью, кричит им в глухие уши о Царствии Небесном, после того как оказались они недоступными речи в обыкновенный голос... Вещественный иконостас не заменяет собою иконостаса живых свидетелей и ставится не вместо них, а — лишь как указание на них, чтобы сосредоточить молящихся вниманием на них. Направленность же внимания есть необходимое условие для развития духовного зрения. Образно говоря, храм без вещественного иконостаса отделен от алтаря глухой стеной; иконостас же пробивает в ней окна, и тогда через их стекла мы видим, по крайней мере можем видеть, происходящее за ними — живых свидетелей Божиих».

Итак, иконостас есть земное отображение небесного устройства, а входящие в него иконы (как правило, расположенные в несколько рядов друг над другом) суть мирские воплощения духовных образов, позволяющие «заглянуть за горизонт».

Иконы в узком значении этого слова (как изображения, носящие культовый характер) появились во II в. и поначалу отвергались священниками, которые указывали на недопустимость изображений, даже религиозных, в христианском храме, поскольку Божество нельзя изображать. Отторжение происходило даже несмотря на то, что первые иконы Богоматери, по преданию, были написаны самим евангелистом Лукой. (Первая икона Спасителя, по легенде, представляла собой плат или ткань, которой Христос вытирал лицо и на которой запечатлелся Его образ.) Обращение к иконам рассматривалось как запрещаемое Библией идолопоклонство. Лишь на Никейском соборе 787 года почитание икон было официально узаконено. Согласно толкованиям теологов, иконические лики не тождественны Божеству, однако освящены Его присутствием и потому позволяют человеку через поклонение иконе проникать в горние сферы.

Иконостас православной церкви обычно состоит из пяти рядов. Главный ряд — деисис, или чин, — изображение моления Богоматери. Богоматерь всегда изображается справа от Христа в соответствии со словами псалма «стала царица одесную Тебя в Офирском золоте» (Пс 44 : 10). Слева от Христа изображается Иоанн Предтеча. Еще в чине изображаются ангелы, апостолы, пророки и святые мученики. Как писал историк церкви Л. А. Успенский, «чин выражает собою результат Боговоплощения, исполнение Новозаветной Церкви. Поэтому он является центральной частью иконостаса. Отдельные лики святых, представленные здесь, выражают не их земное служение, хотя своими одеждами и атрибутами и указывают на него. Здесь выражается уже завершение каждого типа служения, каждого отдельного пути, молитвенное предстояние пред престолом Божиим. Ритмический внешний порядок фигур является выражением внутреннего строя. Это образ достигнутого нормального порядка Вселенной, порядка «будущего века», где «Бог все во всем» (1 Кор 15 : 28), где созерцание Божественной славы».

Выше деисиса расположены ряды праотеческий, где присутствуют лики ветхозаветных патриархов, и пророческий, где изображаются ветхозаветные пророки. Ниже деисиса располагаются ряды праздничный и местный.

Праздничный ряд — изображение тех событий Нового Завета, которые торжественно отмечаются церковью как основные этапы Откровения (по замечанию того же Л. А. Успенского, «обычно в храмовых иконостасах этот ряд состоит из икон Воскресения Христова и 12 главных праздников: Шести Господних (Рождество, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Крещение), четырех Богородичных (Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня, расположенных по течению церковного года. При наличии свободного места к ним присоединяются иконы некоторых других праздников, менее важных, а также икона Распятия»).

Местный ряд иконостаса включает в себя царские врата, по обеим сторонам от которых помещаются две большие иконы — Спасителя, и по правую от Него сторону Божией Матери с Бого-младенцем. На северных и южных алтарных вратах изображаются два архангела, Михаил и Гавриил. Этот ярус еще называют поклонным, потому что находившиеся здесь иконы в праздники снимались со своего места и клались на аналой для поклонения. Именно к иконам нижнего яруса прикладываются, перед ними ставят свечи и т. д. Именно к ним относятся слова Симеона Солунского, что «они и на небе и с людьми пребывают». Составляющие этот ярус иконы обычно весьма разнообразны, их «набор» зависит целиком и полностью от местных традиций.

В центре иконостаса, на царских вратах, изображаются четыре евангелиста и Благовещение — образы, вводящие в Евангелие. Выше них — Тайная Вечеря.

Помимо иконостаса, изображения в храме сосредоточены в купольном пространстве (ангелы, евангелисты, Христос) и на стенах (евангельские сюжеты, Страшный Суд на западной стене).

Символику иконостаса следует рассматривать как элемент символики алтаря, который есть образ Присутствия Божия. Алтарный престол — символ голгофской жертвы и Воскресения Христова.

См. также: ХРАМ.

ИМЯ. Через имена человек познает мир (вспомним библейский сюжет о назывании Адамом животных и растений). Номинация — присвоение имени — есть первичный акт осознания и освоения действительности. Имя собственное представляет собой многоуровневую систему, благодаря изучению которой человечество имеет возможность заглядывать в прошлое, подстраиваться под настоящее и создавать будущее.

Герой романа Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» получил свое имя весьма необычным способом. Просвещенный отец хотел назвать мальчика Трисмегистом, а к имени Тристрам испытывал самое настоящее отвращение. Однако в силу обстоятельств ему не удалось попасть на крестины; посланная же к священнику служанка просто-напросто «не донесла» столь длинное имя, и в результате ребенка окрестили ненавистным отцу именем, с которым Тристрам потом мыкался всю свою жизнь. Этот анекдотический случай лишний раз доказывает, как важно для человека его имя. Что же оно такое, имя собственное?

Из книги Кирхера «Эдип Египетский»

СЕМЬДЕСЯТ ДВА ИМЕНИ БОГА

Гравюра изображает семьдесят два имени Божества на разных языках; все эти имена вписаны в лепестки символического подсолнечника. Этот цветок опирается на древесный ствол, что дает основание толковать картину целиком как изображение мирового древа, крону которого образуют семьдесят две силы Бога. На дереве слева находятся знаки планет, а на дереве справа — знаки Зодиака и имена двенадцати колен Израилевых.

Согласно каббале, истинное имя Бога сотворило мир; это же имя, произнесенное наоборот, приведет к гибели Вселенной (одна из мистических концепций гласит, что имя Бога наоборот есть имя дьявола). Известный мистик ХХ столетия А. Кроули утверждал, что знает, как произнести «потерянный Тетраграмматон», дабы Вселенная распалась.

Согласно определению, которое дает «Лингвистический энциклопедический словарь», имя собственное есть слово или словосочетание, служащее для индивидуализации именуемого объекта, выделения его из ряда подобных. Изучением имен собственных занимается специальная научная дисциплина — ономастика, которая противопоставляет онимы (т. е. имена собственные) аппелятивам — всей остальной лексике языка. Принятое в грамматиках разделение имен на собственные и нарицательные не совпадает с делением на онимы и аппелятивы, поскольку распространяется только на одну грамматическую категорию — существительных.

Онимы данного языка, относятся ли они к реальной или вымышленной, фантастической действительности, образуют ономастическое пространство, в котором выделяются, нередко накла-дываясь друг на друга, ономастические поля. К примеру, одно и то же имя собственное может присутствовать сразу в нескольких полях: Байкал — название озера и кличка животного; «Байкал» — название судна и газированного напитка.

Имена собственные принадлежат к межъязыковой лексике, а потому достаточно свободно переходят из языка в язык, иногда сохраняя свой «исконный облик» (Роберт в английском и русском), а иногда незначительно видоизменяясь (Иоанн — Иоганн — Иван — Айвен — Джон — Джованни).

Человеческие имена собственные — антропонимы — по сравнению со многими другими отличаются повышенной сложностью. Это объясняется тем, что набор антропонимов в конкретном языке ограничен; его можно расширить за счет иноязычных заимствований, но ненамного. В итоге возникает необходимость в дополнительных наименованиях, к числу которых относятся вторые имена, отчества, фамилии и прозвища. Скажем, у древних скандинавов человека называли либо по отцу (сын или дочь такого-то), либо прозвищем: Эйвинд Погубитель Скальдов, Гуннла-уг Змеиный Язык.

Что же представляют собой имена собственные и как они образуются? А. Ф. Лосев в своей книге «Философия имени» писал: «Именем мы называем энергию сущности вещи, действующую и выражающуюся в какой-нибудь материи... Знать имя вещи — значит быть в состоянии в разуме приближаться к ней или удаляться от нее... уметь пользоваться вещью... Быть в состоянии общаться и других приводить в общение с вещью. Ибо имя и есть сама вещь в аспекте своей понятности для других...» Иными словами, всякое имя собственное выполняет две основные функции — отождествления и различения. Отождествление происходит по нескольким признакам: видовому (человек/зверь/местность), половому (мужчина/женщина), внутривидовому (совокупность носителей какого-либо имени). Что касается различения, оно необходимо постольку, поскольку позволяет выделить человека (зверя и т. д.) из общей массы.

Не зная имени, трудно сохранить в памяти внешний облик знакомого; кстати, смысл слова «знакомиться» заключается как раз в том, чтобы узнать имя человека, с которым свел случай (В. Даль определяет «знакомый» как «знаемый, известный, ведомый»). По меткому замечанию П. Флоренского, «до имени человек не есть еще человек, ни для себя, ни для других, не есть субъект личных отношений, следовательно... лишь возможность человека, обещание такового, зародыш... Вхождение в историю, закрепление в ней своего места, своей реальности всегда обозначалось как “создание себе имени”».

Имена собственные образуются тремя основными путями: онимизацией аппелятивов («высокое» как прилагательное — село Высокое), заимствованием из другого языка (ср. имя Эрнст, пришедшее в русский язык из немецкого) и переходом онимов из разряда в разряд (Байкал — «Байкал»). Кроме того, онимы могут создаваться искусственно, и тогда возникают различные окказионализмы, т. е. случайные наименования, наподобие печально знаменитых Владиленов, Тракторов и Электрификации послереволюционной поры. Помимо антропонимов в языке существуют топонимы (названия географических объектов), теонимы (имена божеств), зоонимы, астронимы (названия небесных тел), кос-монимы (название зон космического пространства и созвездий), фитонимы (названия растений) и множество других.

Какова «протяженность» человеческого имени? В русском языке антропоним обычно состоит из собственно имени, отчества и фамилии. У французов и немцев встречаются сдвоенные имена (Жан-Франсуа, Карл-Хайнц), у английской аристократии в обычае прибавлять к антропониму «унаследованную» фамилию (ср. Джордж Гордон Ноэл Байрон, где Ноэл — родовое имя, «приобретенное» в результате женитьбы). Полные имена испанцев и португальцев нередко представляют собой длинные цепочки слов; в качестве примера можно привести имя испанского поэта эпохи Возрождения Иньиго Лопеса де Мендосы де Сантильяны. А у японцев, по свидетельству известного писателя конца XIX в. Вс. Крестовского, «кроме коренного имени, даваемого на 30-й день после рождения», существует ряд последующих имен, которые они получают «при всех главнейших фазах своей жизни: при наступлении совершеннолетия, при избрании себе жизненной профессии, при вступлении в брак, при повышении должностью или чином и т. д. до посмертного имени, вырезаемого на памятнике. Но эти имена, кажется, более имеют значение эпитетов и прозвищ. Во всяком случае, первоначальное родовое имя остается навсегда, а остальные сменяются одно за другим».

Словом, каждый народ имеет собственные ономастические традиции, которые зачастую резко отличаются друг от друга. Однако в отношении к именам присутствует и нечто общее, по-видимому, для очень и очень многих людей. Это — восприятие имени как характеристики судьбы.

П. Флоренский писал: «Внимательное проникновение в имя и личность, носящую его, позволяет открыть нити, тянущиеся от имени к личности, позволяет уяснить себе ту первоначальную ткань, которая переродилась в данную личность, и ткань эта явно определяется рассматриваемым именем». Иначе говоря, имя сосуществует с личностью, находится с последней в тесном контакте и оказывает значительное влияние на судьбу человека.

У каждого имеется изначальное, так сказать, подлинное имя, которое родители, называя ребенка, могут угадать или не угадать. Если произошло второе, человек с «неправильным» именем живет в дальнейшем как бы не своей жизнью. Уже цитировавшийся П. Флоренский утверждал, что «не только сказочному герою, но и действительному человеку имя не то предвещает, не то приносит характер, душевные и телесные черты в его судьбу... Сила, приложенная к имени, непременно принимается личностью на свой счет.

Человек не может отречься от обязательств своего имени и безответственно отклонить от себя возлагаемые на него ожидания... » Однако как установить, то имя дали ребенку или не то? Родителям приходится полагаться исключительно на интуицию; сам же человек, если, конечно, задумывается над этим, постепенно начинает более или менее отчетливо сознавать, все у него в порядке с именем или нет. Вполне возможно, что смена имени по достижении необходимого для того возраста — отнюдь не пустая прихоть (хотя, безусловно, бывает и такое), а пресловутая мода на имена — бессознательное следование некой глубинной тенденции.

Между прочим, выбирая имя для ребенка, родители могут руководствоваться и чисто практическими соображениями. Первобытные люди нередко старались задобрить злых духов — назвать ребенка так, чтобы имя не оказалось призывом демона; помимо того, младенцам порой намеренно давались неблагозвучные имена, чтобы отвести от них угрозу, исходящую от колдунов и всякой нечисти. Так, у башкир бытовало мужское имя Уткоден, что в переводе означает «Собачий зад». Считалось, что злые духи ни за что не польстятся на человека со столь неблагозвучным именем.

В определении имени для ребенка родителям может помочь нумерология. Следует уточнить, что речь идет о нумерологии в ее упрощенном варианте, т. е. об алфавитно-цифровом коде, основанном на учении Пифагора. Всякое имя обладает собственным числом, которое устанавливается переводом букв в цифры при помощи специальной таблицы, а затем сокращается в элементарное число. Подобным образом можно выяснить силу личности и ее истинный характер. Тут, вероятно, кроется объяснение того, почему люди творческих профессий часто берут себе псевдонимы. Они стремятся «улучшить» свое имя, то бишь судьбу.

С именем как характеристикой судьбы неразрывно связано представление о магичности имени. Для древних связь между именем и личностью, которую оно обозначало, являлась не произвольной ассоциацией, а чем-то вроде материальных уз, благодаря чему оказать через имя магическое воздействие на человека было ничуть не труднее, чем через ногти, волосы или любую другую часть тела. Это яркий пример контагиозной магии, по которой вещи, однажды бывшие в контакте, находятся в нем постоянно. Что бы колдун ни проделывал с тем или иным предметом, принадлежащим определенной личности, это неминуемо скажется на человеке. По утверждению Дж. Фрэзера, «многие из первобытных людей считали имена существенной частью самих себя и прилагали немало усилий, чтобы утаить свои истинные имена и тем самым обезопаситься от злоумышленников». Американские индейцы, например, полагали, что от дурного обращения с именем вреда не меньше, чем от телесной раны.

У древних египтян на каждого человека приходилось по два имени: истинное (большое) и доброе (малое). Доброе имя знали все, тогда как большое держалось в глубокой тайне. По два имени было и у индийских брахманов. Одно предназначалось для повседневного пользования, а второе было известно, кроме самого человека, лишь отцу и матери.

В обиходе употреблялись также прозвища и вторичные имена, которые не считались частью человека. Так, взрослого мужчину называли именем его ребенка, ибо предполагалось, что у детей врагов нет и, следовательно, никакие опасности, связанные с колдовством, им не грозят.

Учитывая стремление людей защититься от колдовских чар, легко объяснить возникновение различных табу на произнесение имен. Можно выделить следующие запреты: на имена родственников, покойников, правителей и других священных особ, а также на имена богов.

Порой запрещалось не только называть родственников по именам, но и произносить слова, которые имели с тем или иным именем хотя бы один общий слог. У кафров женщине не разрешалось произносить имена мужа и его братьев, свекра и прочих родственников мужского пола; если же ударный слог какого-либо имени встречался в другом слове, требовалось заменить этот слог или все слово целиком. В итоге у кафрских женщин появилось нечто вроде собственного языка, который прозвали «женским наречием».

Основой табу на имена покойников является суеверный страх перед мертвыми. Люди боялись потревожить души умерших. Имя покойника «забывалось», а родственники, если их имена звучали похоже, немедля брали себе новые из опасения, что знакомые звуки могут привлечь умершего к прежнему жилищу. Если имя покойника совпадало с названием какого-либо предмета общего пользования, последний незамедлительно переименовывался.

Четвертичность креста в Зодиаке в окружении шести планет. Меркурий соответствует кресту между Солнцем и Луной: расшифровка «рогатая Венера» — Beme, Signatura rerum (1682).

Имена вождей и жрецов держались в секрете потому, что враги, узнав их, могли навредить правителям, а через них — и всему племени.

Имена божеств имели для людей очень большое значение, ибо связывались с могуществом сверхсил. Обычно у божеств было много имен. Так, у верховного бога вавилонского пантеона Мар-дука их насчитывалось около пятидесяти, и все они знаменовали его победу при сотворении мира над персонификацией хаоса, Тиамат, и ее воинством. Впрочем, считалось, что свои истинные имена боги тщательно скрывают, дабы не допустить, чтобы люди приобрели над ними неограниченную власть. Любопытный пример противоположного отношения то место из Библии, где Яхве открывается Моисею на горе Хорив. До тех пор Бог назывался лишь Богом праотцев или Богом Авраама, Исаака и Иакова. Моисей же услышал: «Я есмь Сущий (Иегова)». Подобное действие может рассматриваться как подтверждение завета, заключенного Богом с Моисеем, как особое доверие, оказанное Господом Израилю. Согласно ортодоксальному толкованию, Бог открыл свое имя, чтобы люди могли поклоняться Ему только под Его истинным именем. Правда, Иегова ставит одно условие: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно»; имя Бога не для того, чтобы им злоупотреблять, но чтобы воздавать через него поклонение Богу.

Китайский философ Чунь Цю Фань-лу писал: «Имена... — это способ проникнуть в мысли Неба. Небо не говорит, оно заставляет людей выражать его мысли. Небо не действует, оно заставляет действовать людей, находящихся в его власти. Таким образом, имена являются тем способом, которым совершенные мудрецы выражали мысли Неба».